1. А кто это у нас тут прячется и стесняется?
    Непременно рекомендуем зарегистрироваться, либо зайти под своим логином!
    Читайте, общайтесь, задавайте вопросы! Мы поможем найти ответ на любой ваш вопрос!
    Потребовалась помощь? Обращайтесь >> Скрыть объявление

О «культурном наследии»


Не сотвори себе кумира
(Исх. 20:2)

В Монголии решили создать министерство морского флота.
В Москве страшно удивились:
– Зачем оно вам? У вас же нет моря!
– Ну и что? – удивились монголы. – У вас же есть министерство культуры.
(анекдот No 122)

Взгляд в прошлое

Мне очень нравится рассматривать фотографии старой Москвы: в домах все окна одинаковые, они подчеркивают архитектурный стиль здания. Не знаю, кто первый произнес фразу «окна – это глаза дома», но при взгляде на наши городские дома все время вспоминается пословица: «Один глаз худ, другой – соломой заткнут». Все окна – разные. При достаточной сноровке по ним можно определить уровень достатка и интерьерные пристрастия хозяина квартиры. Особенно это заметно в кварталах «исторической застройки», в зданиях, по строенных до революции 1917 года. Лучше отвернуться и не смотреть.

Кто-то выну ж ден был заменить полностью сгнившие окна, а к то-то менял чудесные дубовые рамы на модные «стеклопакеты» для престижа. Или, как в высотке на Котельнической, где ГУП ЭВАЖД (государственное унитарное предприятие по эксплуатации высотных административных и жилых домов) произвело описанную замену в квартире Людмилы Зыкиной, и не только в ней, на дешевый турецкий «пластик». Размер отката, как обычно, не разглашается.

Ну и что? Если здание не является памятником истории или архитектуры, то и внешний вид его особо никого не заботит, несмотря на кучу постановлений московского правительства. Мосжилинспекция и Москомархитектура этим вопросом не занимаются. Ни по каким документам этих окон в домах нет. Все обращения к руководству столицы и страны завершаются вежливо-раздраженными отписками Минстроя и департаментов ЖКХ и капремонта Москвы.

01.png 02.png

А если является? То есть, объект включен в список департамента культурного наследия, а иногда и ЮНЕСКО. Вот тут-то и начинается самое интересное.

Оконное наследие предков

Для начала, мне хотелось бы отделить понятие о реальном культурном наследии от утвержденного списка объектов, о котором мы поговорим немного позже.

Маленький исторический экскурс. В одноэтажном доме, которых в России было большинство (помните: «Москва – большая деревня»?), выстругивали две одинаковых рамы. Внутренняя открывалась внутрь, наружная, соответственно, наружу. Вот только форточки в створках приходилось делать не симметрично, а одну напротив другой.

03.png

А теперь посмотрим на фотографию: окно такой же конструкции 1908 года со створками размером 2х0,5 м и с глухой фрамугой 2х1 м на 4-м этаже кондитерской фабрики «Эйнемъ» (более известной под названием «Красный Октябрь») с высотой потолков 4 метра. Высота от земли – более 10 метров. Как помыть снаружи стекла, не рискуя жизнью? И более сложный вопрос: как поменять разбитое наружное стекло, когда... штапики-то снаружи?! Либо не продумали, либо сэкономили. Делаем вывод: к окнам строители и проектировщики относились халатно и 100, и 200 лет назад. Только теперь их работа называется «культурным наследием». А бедным хозяевам помещений приходилось (и приходится) заменять разбитые стекла фрамуг и глухих (неоткрывающихся) створок либо с помощью верхолазов или автовышек, либо как-нибудь изнутри, либо... менять «культурнонаследные» окна, рискуя большим штрафом. Пользоваться этими окнами уже опасно: стекло вместе с нижним бруском наружной створки при открывании может выпасть, нанеся страшные разрушения, вплоть до убийства. Заменять на аналог, сохраняя уникальную фурнитуру – неимоверно дорого и, с точки зрения дальнейшей эксплуатации, бессмысленно. Вот ведь как получается: в наследство от предков нам достался массовый проектный брак.

В том же здании фабрики на Берсеневской набережной уже почти все окна заменены арендаторами на современные, со стеклопакетами; чудом сохранились только те, что на фотографии. Что интересно, делать двухрамные окна, открывающиеся внутрь, у которых наружные створки меньше внутренних, уже умели, как, например, во дворце Александра III в Крыму.

Авторитетный брак

Более сложный случай (1910 год) оказался в военной клинике имени Мандрыка в доме No 4 по Серебряному переулку на Арбате. Арочное окно служило для освещения перехода между зданиями на уровне 2-го этажа. Обычно такие переходы не отапливались, и устанавливалась одна рама. Здесь их оказалось две (возможно, кто-то позднее решил утеплить этот переход), причем обе рамы одинаковые, обе открываются наружу, внутренние арочные створки при открывании упираются в наружную раму, вопрос с мытьем и заменой стекол практически неразрешим. Кроме того, петли на арочных форточках установлены не на высокой, а на низкой стороне, форточки обречены на провисание. Одной внутренней створки и наружной форточки уже не существует. Все остальные окна в доме заменены на современные в деревянных переплетах. Фирму, выигравшую тендер на замену окон, обязали произвести реставрацию этого окна. Мне захотелось понять, в чем смысл восстановления этого столетнего брака.

04.png 05.png

Звоню архитектору проекта, объясняю суть вопроса. Ответ был четкий: «Вы что, не знаете? Это же Кекушев – гений русского модерна. Есть решение о восстановлении именно этого окна и акт о том, что древесина еще пригодна для дальнейшей эксплуатации». – «Но этим окном невозможно пользоваться! Или Кекушев ошибся, или исполнители нерадивые попались, или это вообще поздние непроектные доработки.» – «Ну и что? Уже есть решение департамента культурного наследия». – «Тогда почему заменены все остальные окна в доме?» – «А вы, собственно, кто такой?»

06.png

Обращаюсь в департамент культурного наследия города Москвы. Ответ стандартный: «Комиссия архитекторов приняла решение, которое подлежит исполнению. Нет, с архитекторами поговорить нельзя. А вы, собственно, кто такой?»

Реставрация окон по-российски

Еще одним объектом культурного наследия на моем жизненном пути оказался филиал кремлевского музея на Манежной улице. С 1824 года окна, естественно, менялись несколько раз. Последний – в 70-е годы прошлого века. При реставрации здания в 2002 году архитектор сымитировал «родные» двухрамные окна, поставив на внутреннюю створку стеклопакет, чтобы не отставать от моды. А вот уплотнитель заложить в проект забыл! Несмотря на это, пока велись зимой отделочные работы, по стеклам тек конденсат. Мало того, что к весне пришлось заменить отшелушившуюся краску, так еще и из образовавшихся от деформации высохшей древесины щелей стало заметно поддувать. Я об этом предупреждал генподрядчиков еще осенью, но им обязательно нужно было дождаться весны, чтобы в авральном порядке быстро найти сговорчивых ремонтников. Условия были такие: мы наклеиваем «утеплитель» и ... выравниваем деформированную древесину. Все это по «госрасценкам». Пришлось объяснять, что по современным технологиям так не делают: при закрывании створок с наклеенным уплотнителем оторвутся петли. Спрашиваю: «Почему нельзя врезать уплотнитель, ведь с трубчатым пазовым уплотнителем не будут отрываться петли?» – «Архитектор запрещает». – «Можно ли поговорить с архитектором?» – «Нельзя». Тогда я попрощался и ушел под страшную ругань генподрядчиков – бывших военных строителей.

07.png 08.png 10.png

Но это было не наследие, а «новодел».

Статья Хинштейна о злоупотреблениях при реставрации кремлевских музеев появилась в газете 2 недели спустя.

Во что превратилось
наследие

Итак, выяснилось, что есть анонимная и недоступная группа архитекторов, которая принимает решение о проведении реставрационных работ за счет владельцев помещений и других «спонсоров». А для участия в реставрационных работах требуется лицензия и членство в СРО, не считая выигрыша тендера... Главное: цена реставрации в несколько раз превышает цену нового оконного блока.

И тут я вспомнил, как известного российского композитора, имеющего офис в Большом Гнездниковском переулке, 10, в том самом знаменитом доме Нирнзее 1913 года постройки – первом московском «тучерезе» (как тогда называли небоскребы), упомянутый департамент вынуждал восстановить огромную деревянную витрину на первом этаже, утверждая, что ей 100 лет. Беглого осмотра было достаточно, чтобы понять: витрина была заменена в конце 40-х годов прошлого века, и исторической ценности не имеет. Изначально были створки, которые открывались наружу. Это видно потому, что внутренняя рама с открывающимися наружу створками действительно сохранилась.

09.png

В результате «реставрации» появилась витрина почти такая же, как предыдущая, только еще более примитивная. Зато предписание департамента выполнено и реставрационные работы оплачены.

Соседняя витрина такого же размера уже давно заменена на ламинированный ПВХ. Наверно, она не является культурным наследием, как и весь остальной дом, остекленный как попало владельцами квартир безо всякого согласования с московскими властями. Если бы Нирнзее узнал об этом, он бы перевернулся в гробу.

Кто в доме хозяин?

Об остеклении квартир в домах, не имеющих «наследного» статуса можно сказать просто: полный хаос. Формально, общий рисунок окон должен быть сохранен. Фактически, это абсолютно никого не волнует. Окна, по понятиям власти, – собственность жильца, что хочет, то и делает. Получасовая прогулка в центре Москвы с фотоаппаратом показывает, как у нас соблюдаются правила замены окон.

12.png

Власти вообще – не до окон, которые по сравнению с более серьезными несанкционированными перепланировками – мелочь. Сколько уже присоединено балконов и вынесено на них батарей – никто не знает. Сколько «теплых полов» уже подключено к центральному отоплению – великая тайна. Об установленных на месте вентиляционной шахты холодильниках я уже и не вспоминаю. Добиться в суде восстановления вытяжной вентиляции, перекрытой в 5 местах..., кто хочет – попробуйте. Пока дело дойдет до приставов, на адвокатах разоритесь. Да и приставы не всемогущи...

На все обращения к властям всех уровней по поводу условий проживания горожан в ответ – только ложь и отписки. Ведь если провести мониторинг жилья только по шуму в квартирах, остекленных «шумозащитными стеклопакетами» за счет московского правительства, уже придется переселять огромное количество людей. Летом, когда вытяжная вентиляция не работает, приходится открывать окна, оснащенные бесполезными приточными клапанами, и слушать убойные 78 дБА шума, чтобы не задохнуться. О концентрации вредных газов на шумных магистралях власти тоже как-то «немножечко забыли».

13.png 14.png

До 1917 года у дома был хозяин – буржуй. После 1917 года у дома тоже был хозяин – советское государство. После 1991 года хозяина у дома не стало. Попытки насильственно насаждать ТСЖ успехом не увенчались, а ввести правила зарубежных кондоминиумов, регламентирующие жесткую дисциплину собственников квартир по отношению к эксплуатации жилья – желания нет. Намного проще за плесень в квартирах автоматически штрафовать в судах продавцов герметичных окон, чем разрабатывать программу санации жилых домов и организовывать в школах изучение санитарных правил и нормативов. Программа «Жилищное просвещение» обсуждается уже 2 года, вот только просвещение это о том, как вытрясать и делить деньги на ЖКХ, а не о здоровом микроклимате в квартирах.

Пока что, нам в наследие от «лихих 90-х» досталось полное пренебрежение как к законам государства, так и к законам физики: твердая уверенность жильцов в том, что кондиционер – это вентиляционное устройство, а конденсат на стеклах – из-за того, что дождь идет на улице. Чему тут удивляться? Ведь людей приучили к тому, что окна – это не часть строительной конструкции, управляющая микроклиматом, а элемент интерьера, как комод или диван. Вот только законы физики, в отличие от российских, карают без суда и следствия – «синдромом больных зданий» от углекислого газа, астмой от плесени и раком от радона из стен и формальдегида из мебели.

Наследие и современность

Осталось выяснить, что же происходило в старых домах, приспособленных под офисы, где реставрация проводилась «по всем правилам». Для того, чтобы поддержать деревообрабатывающие комбинаты (ДОКи), московское правительство приказало менять исторические старые окна на деревянные, которые от ламинированных пластиковых внешне не отличаются, но намного капризнее в эксплуатации. Кое-где устанавливали даже двухрамные окна для почти полной имитации старины, например, на Пятницкой, 19, в самом департаменте культурного наследия.

15.png

При «утеплении» старых двухрамных окон нужно помнить , что уплотнителем можно оснащать только внутренний контур. Если «утеплить», то есть, загерметизировать наружный, как делали наши бабушки, конденсат и наледь на наружном стекле достаточно быстро сгноят древесину; а иногда вместе с ней и хозяев – спорами плесени под названием «аспергилл черный». Бабушки тоже не знали, что парциальное давление выбрасывает водяной пар из межстекольного пространства через любые щели, но с серьезным видом обучали, как надо заклеивать обе рамы бумажными полосками на мучном клее.

16.png

Об этом не знали и производители «реставрационных» окон: на фото 14 видим, что на уплотненной наружной створке – стеклопакет, на уплотненной внутренней – стекло. В п. 5.1.5 ГОСТ 24 699–2002 «Блоки оконные деревянные со стеклами и стеклопакетами» во время капремонта в 2007 году никто не заглянул. А там нарисовано: на внутреннем контуре – стеклопакет, на наружном – стекло. Уплотнитель там, правда, в двух контурах, но есть еще и водоотливные отверстия, через которые уходит наружу водяной пар; а у нас, по старинке, слезники с капельниками, и никаких отверстий... И окна герметичными могут быть только при принудительной вентиляции или со специальными клапанами...

А в соседнем доме – вместо наружных установлены внутренние съемные рамы, с одной открывающейся форточкой. Возможно, ждут сноса или реставрации...

Нынешним анонимным архитекторам, как 100 и 200 лет назад, это неинтересно. Вот, если бы можно было найти источник финансирования и провести дорогостоящую реставрацию, тогда, может быть, дело бы и сдвинулось. Только непонятно, куда...

Похоже, нам в наследство досталось халатно-коммерческое отношение к культурному наследию. Но об этом, как-то, говорить не принято.

Традиции – это святое.

В. Е. Пригожин, эксперт Московского
общества защиты потребителей

Оценить данную статью:
/5,