1. А кто это у нас тут прячется и стесняется?
    Непременно рекомендуем зарегистрироваться, либо зайти под своим логином!
    Читайте, общайтесь, задавайте вопросы! Мы поможем найти ответ на любой ваш вопрос!
    Потребовалась помощь? Обращайтесь >> Скрыть объявление

Оконная болезнь города


Новые окна – прогресс или следствие ошибки?

Я – москвич. Когда я иду по центральным улицам и переулкам Москвы и вижу старинные дома и особняки, напоминающие лоскутные одеяла своими разномастными окнами; когда я иду мимо 30-40-летних 12-14-этажек, напоминающих своими остеклёнными как попало балконами и окнами всех видов и сортов какие-то кварталы лачуг южных стран; когда я иду мимо новостроек и вижу на фасаде самодельные вставки из рам, напоминающие язвы на замысле архитектора, мне становится больно и стыдно за наш древний город. Этого буйства фантазии, почему-то, нет ни в Германии, ни в Финляндии, ни в Швеции, ни во Франции, ни в других цивилизованных странах.

На протяжении 10 лет все обращения по данному вопросу во властные структуры: к Мэру Москвы, в Департаменты и Префектуры заканчивались ложью и отписками. Канцелярия Мэра «расписывает» обращения в подразделения, которые, либо не имеют отношения к проблеме, либо не желают его иметь.

В результате сочетания многих факторов образовался такой клубок проблем, который решить можно только, проявив недюжинную политическую волю, вопреки желанию не только представителей крупного, среднего и малого бизнеса, но и желанию населения, которое на языке закона называется «потребителями, не обладающими специальными знаниями».

Эту тему стараются, по возможности, обходить стороной даже журналисты, чтобы не вступать в конфликт с устоявшимися стереотипами мышления, навязанными недобросовестной, но хорошо оплаченной рекламой. Надеюсь, что некоторые средства массовой информации не побоятся опубликовать эту статью, и тогда жители многоквартирных домов, может быть, всё-таки, узнают о проблеме, с которой связано их здоровье и здоровье их детей.

Эта статья о том, чего в наших домах, согласно нашим правилам, нет. Эта статья – об окнах. 10 лет я посвятил изучению причины «оконной болезни города» и её последствий.

И вот, что получилось

В законе от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ, называемом Жилищным Кодексом Российской Федерации, вопрос об окнах многоквартирного дома прописан следующим образом. Глава 6, статья 36, п. 1:

«Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности … ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, … оборудование, находящееся в данном доме … и обслуживающее более одного помещения …»

То есть, окна и наружные стены в квартирах – часть дома.

А вот, что написано в Постановлении Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» гл. I, п.2

«В состав общего имущества включаются:

г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции)». В квартирах это - часть фасадного остекления (редкий проект дорогого жилья).

Итак, небольшое изменение, замаскированное под незначительную неточность (оборудованием ненесущие ограждающие конструкции быть не могут), в корне изменило смысл закона и определило юридический статус окон многоквартирного дома, изложенный в письме Минрегиона России от 18.02.2010 г. № 6020-ИБ/14: «К общему имуществу относятся только те окна, которые находятся в помещениях общего пользования (например, на лестничных проходах, чердаках, в подъездах и т.д.). Оконные конструкции располагающиеся в квартирах, не относятся к общему имуществу и являются личным имуществом собственников».

В результате этого изменения возник юридический казус: в неприватизированной квартире, находящейся в пользовании по договору социального найма, окно не является ни собственностью жильца, ни общим имуществом дома. Оно является личным имуществом собственника жилого помещения (наймодателя, являющегося управомоченным лицом государственного или муниципального жилищного фонда), то есть, личным имуществом Департамента жилищной политики г. Москвы. Эта «ошибка», стоящая миллионы (если не миллиарды) долларов:
  • узаконила нелегальный ранее рынок непроектной замены оконных блоков в многоквартирных домах (60% производства светопрозрачных конструкций);
  • сняла ответственность владельцев дома за окна в квартирах (а за окна на лестницах они не отвечают просто так - без обоснований), и главное,
  • переложила ответственность за микроклимат квартир на самого жильца, сняв её с ТСЖ и управляющей компании.
Уже давно многие россияне мечтают превратить свои квартиры по дизайну в немецкие коттеджи, забывая, что в немецких коттеджах спроектирована принудительная приточно-вытяжная вентиляция с рекуперацией. При герметично закрытых окнах и плотных межкомнатных дверях вентиляция комнаты осуществляется через 2 отверстия в потолке: «приток» и «вытяжка». В наших многоквартирных домах спроектирована вентиляция «без механического побуждения»; вытяжные отверстия находятся в кухне и санузле; работает она только зимой.

Во время российского самодеятельного «евроремонта» устанавливаются герметичные окна и плотные межкомнатные двери; вытяжные отверстия в санузле перекрываются вентиляторами; а на кухне - трубой от надплитного воздухоочистителя, предназначенного для автономно вентилируемой кухни немецкого коттеджа. В результате, квартиры без приточной и вытяжной вентиляции превращаются в душегубки, а их владельцы медленно зарабатывают SBS (синдром больных зданий), описанный в статье профессора Табунщикова «Экологическая безопасность жилища».

Интересна история проникновения к нам энергоэффективных окон, называемых в просторечии «стеклопакетами» (по названию одной из деталей). Изначально разработанные для экономии расходов на отопление (до 10%) немецких коттеджей оконные блоки, при средней температуре зимой +2оС, стоимости отопления в 7 раз большей, чем у нас, оплате отопления по количеству потреблённого тепла или топлива и - той самой принудительной вентиляции с рекуперацией, у нас ПРИСПОСОБИЛИ для перекрытия приточной вентиляции.

В наших климатических условиях (среднезимняя температура -11оС) 60% отопления запроектировано на обогрев вентиляционного воздуха. В старых проектах было написано: «Приток вентиляционного воздуха – через неплотности в притворах». В новых: «Заполнение оконных проёмов – 0,54 м2 оС/Вт». Необходимость приточной вентиляции «забыта» и проектировщиками и госэкспертизой.

Герметичные окна поднимают температуру в жилом помещении за счёт перекрытия приточной вентиляции на 4-5о, но становится жарко и душно: люди дышат грязным паром, углекислым газом, а на нижних этажах – ещё и радоном. Продавцы окон рекомендуют использовать щелевое проветривание (приток воздуха в 4-5 больше нормы) или проветривать помещение каждые 4 часа (в 23 часа, потом в 3 часа ночи, и, наконец, в 7 утра). Жилец приобретает оконные блоки, как мебель – по цвету отделки, по названию профиля или по рекомендации соседей, а ещё по рекламе: «Как правильно выбирать пластиковые окна».

Окно, которое управляет микроклиматом помещения, в большой степени определяя освещённость, вентиляцию, температуру и шум в жилище, без обследования и проекта, которые в несколько раз дороже самих окон, продаётся покупателю, не знающему ни ГОСТов, ни СНиПов, ни СанПиНов. Всё равно, что в магазине одежды всем желающим делать татуировки без всяких медицинских справок, подбирая только рисунок. Несмотря на это, заказчик замены окон обязан отвечать перед Москомархитектурой за исполнение Постановлений Правительства Москвы №№ 73-ПП от 08.02.2005, 883-ПП от 15.11.2005 и распоряжения Москомархитектуры № 133 от 17.07.2008 по соблюдению внешнего вида фасада дома. Если повезёт, в договоре (который у нас читать не принято – всё равно, ничего не понятно), самым мелким шрифтом будет написано: «Исполнитель не отвечает за изменение внешнего вида фасада».

Как обычно, «строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения». Я не слышал ещё ни одного случая, чтобы человека наказали за порчу фасада здания. Робкая попытка навести порядок была произведена в Санкт-Петербурге, но, насколько мне известно, завершилась она бесславно. Чем же так хороши для пользователей современные окна? Фактически – внутренним эластомерным уплотнителем, который осуществил давнишнюю мечту россиянина: «Чтобы не дуло!» Наутро в спальне при закрытых окнах концентрация углекислого газа может достигать 5000 ppm при допустимой норме 400-600 ppm (дети при такой повышенной концентрации СО2 иногда падают в обморок). Если же на ночь оставить створку в спальне в положении щелевого проветривания, когда батареи не перетоплены и вытяжная вентиляция в порядке, температура может упасть ниже 18°С, допустимой по СанПиН 2.1.2.1002-00.

Большинство владельцев современных герметичных окон жалуются либо на духоту и головную боль, либо на холод по утрам зимой, постоянно доказывая себе и окружающим, что им это нравится. Основная причина замены окон населением (не считая недобросовестной рекламы) – полное отсутствие сервиса. Управляющие компании и ТСЖ, как чёрт от ладана, открещиваются от ремонта светопрозрачных конструкций, потому что нет мастеров. При этом платить за обучение мастеров они не желают, так как большей части окон (в квартирах) для них не существует, а с меньшей (на лестницах) они, по возможности, ничего не делают. Особенно, если там установлены современные окна, ремонт которых требует специальной подготовки и специальных деталей.

Очень интересен, с точки зрения Закона процесс замены оконных блоков в квартирах. Реклама любой фирмы обязательно содержит фразы, нарушающие ст. 5 закона «О рекламе», а договор с клиентом включает несколько пунктов, нарушающих ст. 10 закона «О защите прав потребителей». В частности, реклама дешёвых окон иллюстрируется рисунками, содержащими запрещённые к установке выше 1 этажа и не выходящие на балкон неоткрывающиеся створки, без предупреждения о запрете. ФАС такой мелочью, опасной для жизни людей при мытье стёкол снаружи, не интересуется. Монтаж, как правило, производится с нарушением требований ГОСТ. Через 3-6 лет многие конструкции деформируются и нуждаются в дорогостоящем ремонте или перемонтаже. Реальный срок службы сокращается с заявленных 42 лет до 12-15; действует старое правило проектировщиков: ремонт окон – это замена.

Известный рекламный слоган «тепло и тихо», фактически описывает последствия перекрытия приточной вентиляции, спекулируя на отсутствии у жильцов знаний о нормах комфорта. Правда, тихо становится за счёт перекрытия эластичным уплотнителем на притворе окна только высокочастотного шума, а вот проникновение низкочастотного (100-500 Гц) только усиливается за счёт малого расстояния между стёклами в стеклопакете по сравнению с окнами раздельной и, даже, спаренной конструкции.

При замене окон на Третьем Транспортном Кольце и других шумных магистралях жильцы получили в придачу к новым окнам не только огромное количества брака при отсутствии какого-либо квалифицированного обслуживания, но и усиление шума на 5-7 дБА. Протокол замера шума, свидетельствующий об этом, хранится в архиве МосжилНИИпроекта под № 2006-1050. В любом случае, при нашей системе вентиляции многоквартирных домов от шума окна могут защитить только зимой: летом для проветривания придётся открыть окно, запуская весь шум в комнату вместе с жарой и выхлопными газами.

Массу нарушений законов при замене окон во время проведения капитального ремонта жилых домов можно описывать отдельно: от технического задания до контроля исполнения.

Даже при покупке квартиры, почему-то, никто не обращает внимания на то, что ни инструкция по эксплуатации квартиры, ни паспорта на всё её содержимое, включая окна, не выдаются, а ведь это – массовое нарушение закона «О защите прав потребителей», ст. 10, п. 2-3. Без инструкции по пользованию квартирой у человека появляется первая забота: как утеплить или присоединить лоджию, а за ней – вторая: как избавиться от конденсата и плесени, извечных спутников герметичного неотапливаемого помещения. О том, что в плесневом доме жить нельзя, написано ещё в Библии, только не все современные люди представляют, чем для них такое соседство может закончиться. Однако, даже по телевизору регулярно показывают, как утеплить или присоединить к квартире лоджию, естественно, не упоминая о возможных последствиях.

Первая, самая безобидная, неприятность – постоянное ощущение дутья из окон: нисходящая конвекция холодного воздуха при повышенной влажности из-за отсутствия нормальной вентиляции и батареи под окном воспринимается человеком как сырой ветер. Большая площадь остекления заметно увеличивает теплопотери (теплозащитные свойства окон в 5-7 раз ниже, чем у стен) , и жильцы, чтобы поднять температуру, держат окна закрытыми. Тратить ежемесячно 100 долларов на электроотопление они при реконструкции квартиры не планировали. Как выдаются разрешения на перепланировку в БТИ и как они контролируются – отдельный вопрос. Некоторые, особо «крутые», выносят на присоединённую лоджию увеличенные батареи и заставляют соседей мёрзнуть всю зиму, забывая, что их частная квартира находится в коммунальном доме.Иногда у владельца квартиры возникает фантазия расширить кухню за счёт вытяжной шахты. Окна нижних этажей в ближайшую же зиму зальются конденсатом. Несчастные жители пострадавших квартир, здраво рассудив, что виноваты в этом окна, меняют их, а так как конденсат не исчез, подают в суд на производителя уже новых окон. Объяснить им логическую связь между перекрытием вытяжной вентиляции и запотеванием стёкол и откосов удаётся далеко не всегда: им жалко потраченных денег…

На Западе, если человеку не подходит или не нравится квартира, он продаёт её и покупает другую. У нас – начинает переделывать «под себя», исходя из своего понятия и разумения, ничего общего не имеющего с законами физики, государства, этики и … медицины. Похоже, слишком долго жили «по понятиям», привыкли… Каждый раз разговор в обществе защиты потребителей начинается с слов: «Мне захотелось поменять окна», а заканчивается: «И что мне теперь делать?»У главного ракетчика Советского Союза С.П. Королёва над входом в КБ висел плакат: «Изобретателям и рационализаторам – РУБИТЬ РУКИ!» Вот бы повесить его над входом в БТИ и управляющую компанию, которая часто является владельцем дома, в связи с отсутствием ТСЖ. Но, к сожалению, управляющие компании, да, часто, и аппарат управления ТСЖ – не хозяева, а только, хозяйственники, которых заботит исключительно извлечение прибыли.

С точки зрения энергосбережения эти окна, спроектированные для других условий, не окупаются. Горожане оплачивают отопление по квадратным метрам жилой площади, а управляющие компании – по счётчику килокалорий на ЦТП. В этой ситуации слишком велик соблазн для управляющей компании уменьшить подачу тепла в дома (такие случаи известны), чтобы люди поднимали температуру в комнатах, герметично закрывая окна и уменьшая вентиляцию ниже нормы (30 м3/час на человека), определённой СНиП 41-01-2003. Сэкономленная энергия проявляется в виде повышения температуры «обратки», возвращающейся на ТЭЦ, где эта обратка поступает … для охлаждения в градирню, иначе уменьшается КПД теплоцентрали, работающей по циклу Карно.

Нигде не удалось найти экономического обоснования нормативной теплозащиты светопрозрачных конструкций в нашем регионе – 0,54 м2 оС/Вт. Получается «экономия любой ценой».Для уменьшения вреда от герметичных окон на Западе разработано множество конструкций приточных вентиляционных клапанов. При непроектной замене окон граждане их не заказывают, потому что «из них дует». А в недотопленных помещениях или при проблемах с вытяжной вентиляцией клапаны ещё и обмерзают. На этом фоне полным издевательством выглядит агрессивная реклама «окон с климатконтролем», так как применяемые при этом клапаны не только не осуществляют климатконтроля, но и не соответствуют по производительности упомянутому СНиПу.

Итак, вся система буквально заставляет людей сначала менять вполне ремонтопригодные окна на новые, герметичные, без обследования, проекта и ответственности производителя за последствия. С одной стороны, при помощи современных технологий можно ремонтировать окна возрастом 50 лет и более, достаточно врезать в них эластичный уплотнитель и вентиляционный клапан в спальню, а заодно устранить заводской брак 50-летней давности. Но, с другой стороны – очень выгодно продавать квартиры, где жилец платит за окна дважды: при покупке квартиры с бракованными окнами без гарантийного талона и, сразу же, при их непроектной замене. Чтобы добиться квалифицированного устранения недоделок в новостройках, иногда приходится доводить дело до суда. У «сервисменов» часто нет даже запасных частей. К турецкой фурнитуре KALE запчасти вообще не продаются.Если до конца следовать этой логике, можно закрыть поликлиники, а лекарства продавать по цвету этикеток. Люди будут руководствоваться отзывами соседей…

Возникает естественный вопрос: куда смотрят Роспотребнадзор и прокуратура?Роспотребнадзор Москвы утверждает, что вопросами строительства он не занимается, очевидно, имея в виду Жилищный Кодекс (исх. № 6-18/408 от 20.04.2009), а московская прокуратура вообще разъясняет, что закон «О защите прав потребителей» можно не соблюдать (исх. № 7/32-3-43-2010/84466 от16.08.2010)От этой системы пострадали и госпредприятия: они не имеют права заказать за счёт бюджета ремонт окон - услугу, на которую не существует ФЕР (федеральных единых расценок). Школы, детские сады, департаменты, автобусные парки заклеивают свои старые и новые окна, как 50 и 100 лет назад. Ну, просто, смех сквозь слёзы.

После установки в организации оконные блоки списываются как «малоценка» (5-10 тысяч рублей за 1 кв. м!) и на баланс не ставятся, а значит, дальнейшему обслуживанию не подлежат.

Можно ещё долго рассказывать о необоснованных и безграмотных претензиях, о судебных и арбитражных делах, о неквалифицированных и «заказных» экспертизах, о подкупленных судьях и бракоделах-оконщиках, о роли системы защиты прав потребителей, любым способом вытрясающей положенные ей 25% исковой суммы из производителя ,– это будет только дополнять общую картину искусственного незаконного рынка.

Как бы то ни было, но проблема окон - это вопрос не только красоты фасадов и энергоресурсосбережения, но и вопрос здоровья горожан.

Как известно, «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». На текущий момент в мире от болезней, связанных с низким качеством воздуха в помещениях умирает в 1,5 раза больше людей, чем гибнет в автокатастрофах. Может быть, люди услышат моё предупреждение, пока ещё не поздно?

Сразу признаюсь: готового рецепта «лечения» столь запущенной ситуации у меня нет. Как исправить мощную отлаженную систему нарушения законов, как заставить соблюдать закон тех, кто призван следить за его соблюдением, я не знаю. Может быть нужно, как рекомендовал И.А. Крылов, «речей не тратить по-пустому, где нужно власть употребить?» Но, это – уже очередной вопрос к власти.

Запрос отправлен Мэру Москвы. Надеюсь получить ответ, который прояснит позицию новой администрации по данному поводу.

В.Е. Пригожин, эксперт Московского
общества защиты потребителей

Оценить данную статью:
/5,