Беседуют две нянечки зимой:
- Ох, устала я прибираться, детей так много…
- А ты открой окошко на 15 минут, назавтра половины не будет.
Бродячий сюжет советских времён
Началась эта мрачноватая история со странного письма в моём электронном «почтовом ящике».
«Добрый день!
ГБОУ Лицей № ХХХХ просит выслать коммерческое предложение на оказание услуг по оценке состояния деревянных окон и деревянных оконных блоков в зданиях дошкольных отделений по адресам:
- г. Москва, ул.___, дом № ___ - 103 окно; дом № ___ - 91 окно, 1 окно с балконной дверью, 11 балконных дверей; дом № ___ - 49 окон.
С уважением, ….. Ф.И.О., тел., e-mail»
В чём разница между деревянными окнами и деревянными оконными блоками, я решил не выяснять. И так понятно, что для секретаря в «ГБОУ Лицее» все технические термины – «тёмный лес».
Звоню, представляюсь, мол, сертифицированный эксперт по окнам.
- Если вы хотите оказать эту услугу, вы должны подать заявку на электронные торги: мы – бюджетное предприятие и можем подбирать исполнителей только таким образом.
- А что вам на самом деле нужно?
- У нас старые деревянные окна, из них дует, нужно официальное заключение о том, что их надо поменять на пластиковые.
- И вы ищете самого дешёвого эксперта?
- Решение принимается в соответствии с положением об электронных торгах.
- А если окажется, что старые окна можно не менять?
- Не знаю, это – вопрос руководства.
- Понял. Можно ли осмотреть ваши окна и двери для составления коммерческого предложения?
- Пожалуйста. Я закажу для вас пропуск и сообщу, когда можно приехать.
В ДЕТСКИХ САДАХ
3 двухэтажных здания, относительно недалеко друг от друга. Вежливая охрана. Предельно доброжелательные завхозы охотно показывают самые проблемные окна и двери.
Окна огромные, почти до пола. Часть из них уже заменена на пластиковые. Деревянные окна и двери сравнительно недавно покрашены. И, хотя им около 40 лет, древесина сухая, прочная, гнилья нигде не обнаружил. Почти все стёкла целы. Рачительный хозяин заказал бы недорогой механический ремонт и использовал их дальше ещё лет 20-30. Но… не в нашей государственной системе, где всё сделано не для достижения результата, а для увеличения стоимости процесса и ухода от ответственности.
Во все старые деревянные окна вклеен 8-миллиметровый уплотнитель. Дуть не перестало, потому что наклеили его не на внутренний проём рамы, а на внешний. Через водоотливные желобки воздух свободно заходил внутрь.
На нижних откидных фрамугах выломаны нижние наплавы из-за падения створок на подоконник – видны следы неоднократных ремонтов и замены стёкол. За 40 лет никто не догадался прикрутить кусок верёвки в качестве ограничителя открывания. Кто должен был догадываться? Один на 3 здания рабочий с окладом 25 тысяч рублей в месяц?
Не буду перечислять все последствия отсутствия нормальной системы эксплуатации конструкций и самодеятельных безграмотных переделок. Например: дешёвые маляры закрасили масляной краской оконные блоки и закрыли их. При вскрытии основательно приклеившихся к раме створок были переломаны наплавы. Самое неприятное: засохшая краска вывела из строя шнуровые фрамужные открыватели. Верхние откидные фрамуги перестали открываться и закрываться: ещё один источник повышенной инфильтрации, то есть, дутья.
Ненамного лучше дело обстояло с пластиковыми окнами. Ответные планки установлены как попало, прижимов поворотных створок не хватает, створки просели и с трудом закрываются, неотрегулированные верхние откидные фрамуги приклеены к раме скотчем или «заглушены» саморезами. Если на старых оконных блоках когда-то можно было управлять фрамугами с пола при помощи шнуров, то теперь – только со стремянки. Мало ли, что в государственном своде правил написано: СП 60.13330.2012 п. 13.2 Для створок, фрамуг или жалюзи в световых проемах производственных и общественных зданий, размещаемых на высоте 2,2 м и более от уровня пола или рабочей площадки, следует предусматривать дистанционные и ручные устройства для открывания, размещаемые в пределах рабочей или обслуживаемой зоны помещения. Кто будет контролировать соответствие нормативам, когда можно сэкономить на импортных фрамужных открывателях? Сройнадзор? Жилинспекция? «Независимая» экспертиза?
Для интереса отрегулировал створку и фрамугу. «Сломанные» створки заработали. А я заработал устную благодарность завхоза.
Пока мы с ней (все завхозы – женщины) обсуждали, что нужно и можно сделать с окнами, появилась бухгалтер, которая безапелляционно заявила, что деревянные окна скоро выпадут, поэтому их нужно заменить на пластиковые, как она сделала у себя дома, и очень довольна. Мне сразу стало ясно, кто сидит на откатах при непроектной замене окон в этом здании.
Наверно, имеет смысл пояснить, как работает система замены окон в госпредприятиях. Так как никаких нормативов на эксплуатацию светопрозрачных конструкций не существует, действует «антикоррупционная» схема: самая дешёвая экспертиза, подтверждающая необходимость замены окон; затем замена на самые дешёвые пластиковые окна и… откат. Проектировщики в данном процессе не предусмотрены. То, что при этом устанавливаются герметичные окна, специально разработанные для помещений с принудительной вентиляцией, ни чиновников, ни коммерсантов не заботит. Сколько обанкротилось демпингующих на госзаказах фирм с последующими судами – не сосчитать. Зато родители детишек счастливы: в садике стоят красивые пластиковые окна, из которых не дует… Акт приёмки с уже упомянутыми и не обнаруженными вовремя дефектами подписала директор лицея – педагог, а не строитель. И о каком гарантийном обслуживании может идти речь, когда «тендерные» фирмы ликвидируются сразу же после получения денег?
А ведь, как интересно было задумано 40 лет назад! Через полушерстяной шнур на притворах оконных блоков беспрерывно поступает зимой вентиляционный воздух, а во время перерыва, когда детей в помещении нет, дополнительно открываются фрамуги. Дешёвые маляры легко убили задуманную систему. Объяснять госчиновникам, что любая экономия оборачивается убытками – пустое занятие.
Пока я разглядывал проблемные окна и двери, чуть не упустил главного: под огромными окнами нет батарей! Тех самых, что должны по строительным нормам и правилам перекрывать 3/4 ширины проёма. К причинам дутья, кроме инфильтрации, добавилась конвекция. Около проёмов, в конвекционной зоне, оказались стульчики и… кроватки. Радиаторы нашлись в большом количестве на соседней стене. Как мне впоследствии объяснили специалисты, проект садика взяли зарубежный, из тёплой Западной Европы. Ну, а окна и вентиляцию приделали наши, дешёвые.
По нормам в помещении должно находиться 8 детей, фактически – 22. Ну, так получилось… Вот кроватки и оказались у окна. И уже не надо нерадивым нянечкам простужать детей открыванием фрамуг: за них это сделает конвекция. Если к общей картинке состояния микроклимата добавить духоту и повышенную влажность от герметично закрытых окон, отчего конвекционное движение воздуха ощущается как сырой ветер, получится результат, измеряемый сотнями тысяч потерянных матерями рабочих дней по уходу за больными детьми и хроническими простудными заболеваниями детей (отит, гайморит, фронтит и т.д.).
После осмотра я пришёл к секретарю и потребовал встречи с директором. Директор, как всегда, занята. Пришлось пригрозить, что я могу и пожаловаться, куда следует… Благодаря этому демаршу, мне удалось пробиться на приём.
Директор, женщина средних лет, заслуженный педагог, 40 минут записывала под мою диктовку строительные нормы и правила и госстандарты, относящиеся к причине вызова эксперта. От участия в торгах я сразу же отказался, потому что нужно было как-то выправлять нездоровую ситуацию. И после небольшой, почти дружеской, беседы, получив в награду искреннюю благодарность, я откланялся.
По дороге домой, как-то всплыли вопросы:
- почему заслуженный педагог должна решать общестроительные вопросы, которым в пединституте не учат?
- и что она реально сможет сделать, когда деньги на реконструкцию нужны большие, а вопрос микроклимата обществом игнорируется: от обывателя до министерства?
Выяснилось, что лицей курирует депутат Мосгордумы. У нас сейчас демократия, обращения принимаются через интернет. Помощник депутата поблагодарил за сигнал и, возможно, отправил его, как обычно, в структуры исполнительной власти, где он тихо затерялся…
Проблемы с окнами и микроклиматом в госучреждениях запрограммированы самой системой, когда в роли строительного заказчика вынужден выступать главврач или директор школы. Если бы они заказывали замену окон у себя дома, на них распространялся бы закон «О защите прав потребителей». Но должностных лиц этот закон не защищает. И страдают от этой системы не столько они сами, сколько дети и пациенты больниц и поликлиник.
Доказательства, буквально, на каждом шагу.
В ШКОЛАХ
Объект: школа постройки 30 годов прошлого века. Окна заменены на пластиковые, естественно, установленные в зону «холодных изотерм»). Дети простужаются и жалуются на сквозняки и духоту. Так как администрация школы к этому отношения не имеет, вопрос решает родительский комитет.
Диагноз: батареи перекрыты подоконниками, школьники сидят в конвекционной зоне, в классе 30 человек вместо 15-и, приточная вентиляция перекрыта герметичными окнами.
После заключения договора с председателем родительского комитета (а не с директором школы, как положено по закону) выполнены работы: в окна врезаны 3 приточных клапана; в подоконники вставлены решётки для направления тепловой завесы на стёкла; прочищены 2 вытяжных отверстия, находящихся в классе; парты отодвинуты от батарей на полметра.
Радость родителей пришлось омрачить небольшим расчётом: 3 клапана подают до 150 кубометров воздуха в час, 2 вытяжных отверстия могут принять около 180 кубометров в час, а на 30 детей нужно подавать… минимум 900 кубометров в час.
Как вы думаете, уважаемые читатели, как отреагируют педагоги на предложение бесплатно промониторить концентрацию углекислого газа в классе? А в детском садике? Просто так послать меня подальше им, вроде бы, неудобно, поэтому вежливо потребуют разрешение вышестоящей организации. Понятно, что я для них – контрольно-экологический террорист, чей визит ненароком может закончиться закрытием учебного заведения в престижном районе, то есть, катастрофой и для учеников, и для учителей, и для родителей. Ну и что из того, что будут детишки больные, зато – образованные! И потом, дома-то у них те же окна и те же проблемы: и духота, и конвекция, а кое-где и плесень…
Подозреваю, что директору школы не до микроклимата: к образовательным проблемам добавилась необходимость защиты учеников от вооружённых юных психопатов.
В БОЛЬНИЦАХ
Про больницы и вовсе писать страшно.
В одной из них тем же «тендерным» способом 10-15 лет назад поменяли не самые лучшие раздельные деревянные окна на «бюджетный» вариант ПВХ. Вентиляция в палатах - принудительная (если работает), правда, от притока до вытяжки – меньше полуметра, а в дальней части палаты воздухообмен из области «ладно – сойдёт». Главное, что никакой службы ремонта окон, как у всех, не существует, и деньги на эту работу не выделяются (напоминаю, что по российским правилам ремонт окон – это замена). Пациенты летом подкладывают под открытые створки бутылки с водой, чтобы проветриваться, а зимой жалуются на дутьё из-под погнутых в результате варварской эксплуатации петель. Сестра-хозяйка заклеивает щели скотчем, а на стекло прилепляет листок с надписью «НЕ ОТКРЫВАТЬ».
И всё равно пациенты зимой жалуются на дутьё из окон и наваливают на подоконник подушки и одеяла… Оказывается, кровати стоят вплотную к стене под окном в конвекционной зоне. Ну, не изучал медперсонал в мединституте строительную физику. И в школе физику – тоже. Интересно, проектировщики СНиПы изучали? А госэкспертиза проекта? Или, может быть, по проекту между кроватью и наружной стеной должна была быть тумбочка, только об этом никто не сказал?
Самое интересное, как врачи решают вопрос ремонта окон. Когда проводится тендер на ремонтные работы (электрика, сантехника, отопление, плитка и т.д.), на подрядчиков «навешивают» ещё энное количество квадратных метров ремонта пластиковых окон. Так как ремонтников окон нигде не обучают и разрядов, как слесарям или столярам, не выдают, приходится подрядчикам искать умельцев, которые не побоятся взяться за ремонт современных окон с перекосами от некачественного монтажа и искалеченной фурнитурой за минимальную плату в сжатые сроки. Расчёт - «в чёрную», вместо договора – честное слово работодателя, деньги – за счёт завышения объёмов и снижения качества основных работ подрядчика. И по-другому не бывает: федеральные единичные расценки (ФЕР), по которым рассчитывается сметная стоимость ремонтно-строительных работ, существуют только на замену окон. И всех устраивает: в мутной воде рыбка лучше ловится…
Чтобы не согрешить против истины, расскажу об официальном способе заказа ремонта окон. 100 тысяч рублей в квартал госучреждение имеет право потратить на нерегламентированные ремонты. Но для больницы это – капля в море сломанных окон и дверей, а при ежегодной проверке всё равно придётся объяснять, почему именно такие цены, а не другие.
В ПОЛИКЛИНИКАХ
В моей районной поликлинике тем же порядком установили пластиковые окна уже с автоматическими импортными приточными вентиляционным клапанами. Для экспорта в Россию, с учётом нашего менталитета, на них устанавливают специальный рычажок для блокировки открывания. После принудительного закрывания клапана воздухопроницаемость уменьшается на порядок.
Все клапаны были заблокированы, а кое-где, рычажки сломаны от усердия: медсёстры не могли спокойно наблюдать, как из закрытых клапанов подсасывает вентиляционный воздух. Чтобы не задохнуться, они регулярно открывали створки окон, ёжась от сквозняка. Очередной раз повторилась история мартышки с очками.
ВО ВСЕЙ СТРАНЕ
упорно не укладывается в головах наших сограждан неразрывность понятий ПРОВЕТРИВАНИЕ и ДУЕТ. Им кажется, что можно открыть окно, выйти, зайти и закрыть. Это относилось к планово-дырявым советским окошкам. Теперь придётся описанную процедуру проделывать ежечасно, в том числе, ночью.
Современные герметичные оконные блоки при нашей системе вытяжной вентиляции должны быть оснащены приточными клапанами любой конструкции, обеспечивающей нормативный воздухообмен, если их нет в стенах. Иначе придётся постоянно дышать грязным воздухом. Помещение с герметичными окнами – это полиэтиленовый мешок на голове, только побольше объёмом. Убивает не мгновенно, но вред здоровью постоянно наносит. Наберите в поисковике «Синдром больных зданий», узнаете, какой вред.
А теперь попробуйте объяснить всю эту физику обывателю, зазомбированному рекламой «тепло – тихо - не дует», к числу которых относятся и врачи, и учителя, и директора лицеев. Попробуйте объяснить нянечкам в детском садике про приточные клапаны и нормативный воздухообмен.
Когда убедитесь, что ничего не получается, возможно, броситесь за помощью. Сначала – к чиновникам. А у тех один ответ: «ЭТО – НЕ К НАМ. В суд не подают, значит их устраивает. Что? Вас не устраивает? А Вы – кто? Эксперт? И кто Вас уполномочил создавать людям проблемы? Идите и не мешайте людям жить так, как ИМ ХОЧЕТСЯ! Можете прислать обращение в письменном виде. Через месяц получите отписку. И настоятельно не советуем информировать о Ваших действиях учителей, врачей и родителей: уже у Вас могут возникнуть проблемы. Всё. Аудиенция закончена».
Примерно, с тем же результатам можете обращаться: к экологам, к медикам, к депутатам всех уровней, журналистам и общественным деятелям. Никто не хочет ссориться с электоратом, считающим непроектную замену окон на герметичные огромным достижением российской демократии.
Пройдёт время. Дети из садика станут взрослыми. Некоторые из них будут страдать хроническими заболеваниями, а большинство просто потеряет часть здоровья, как курильщики. Может быть, они даже будут столь образованны, что объяснят старым родителям, какую медвежью услугу те оказали своим детям, закрывая герметично окна. А может быть так ничего и не поймут: грязный воздух заметно снижает способность учеников воспринимать знания. Воспитательницам и учителям они уже точно ничего не объяснят.
Ну а чиновники тоже состарятся, выйдут на пенсию и уедут в свой коттедж с климатконтролем, принудительной вентиляцией и строго рассчитанным отоплением, возможно даже, за рубежом. Они-то знают, что микроклимат в помещении должен быть здоровым…
Уважаемые читатели! Вы уж простите меня великодушно, если не всё понятно в статье. Я – специалист, и говорю на своём языке. Когда возникнут вопросы, пишите. Консультации у меня бесплатные.
В.Е. Пригожин,
эксперт Московского общества
защиты потребителей
Обсудить статью >>>
-
А кто это у нас тут прячется и стесняется? Непременно рекомендуем зарегистрироваться, либо зайти под своим логином! Читайте, общайтесь, задавайте вопросы! Мы поможем найти ответ на любой ваш вопрос! Потребовалась помощь? Обращайтесь >> Скрыть объявление
Хорошо ли вам в садике, детишки?
Оценить данную статью: