1. А кто это у нас тут прячется и стесняется?
    Непременно рекомендуем зарегистрироваться, либо зайти под своим логином!
    Читайте, общайтесь, задавайте вопросы! Мы поможем найти ответ на любой ваш вопрос!
    Потребовалась помощь? Обращайтесь >> Скрыть объявление
Чтобы задать вопрос, получить консультацию или поделиться опытом

СП СП 276.1325800.2016 Здания и территории. Правила проектирования защиты от шума транспортных потоков

Тема в разделе "Нормативные документы по звукоизоляции", создана пользователем admin, 25.12.2018.

Статус темы:
Закрыта.
  1. admin

    admin Администратор

    Регистрация:
    05.12.09
    Сообщения:
    999
    Лайки:
    257
    Приложение Б
    (справочное)

    Последовательность и пример расчета шумозащитного экрана

    В качестве примера рассмотрен расчет акустической эффективности шумозащитного экрана вдоль проектируемой железнодорожной трассы, предназначенного для защиты от шума поездов смешанной жилой застройки, состоящей из зданий высотой от 2 до 14 этажей.

    Из теории и практики известно, что чем ближе расположен экран к источнику шума, тем выше его шумозащитный эффект. Поэтому целесообразно расположить шумозащитный экран вдоль проектируемого железнодорожного пути, наиболее близкого к защищаемой от шума застройке. При этом экраны должен быть установлен при строгом соблюдении габаритов приближения строений (С) и при обеспечении продольной видимости светофоров. В соответствии с ГОСТ 9238 минимально допустимое расстояние R от оси ближайшего пути до какого-либо сооружения (в данном случае экрана) должно составлять не менее 3,26 м. Так как вблизи от железной дороги проходят различные технологические коммуникации железной дороги, которые не допускается закрывать экраном, целесообразно установить экран на расстоянии 5 м от оси ближайшего железнодорожного пути (на практике расположить ближе экран обычно не удается).

    Требуемая высота экрана зависит от расстояния между экраном и защищаемой от шума застройкой, ее этажности и других факторов. Высота экрана определяется по эпюрам вертикального разреза территории в наиболее характерных точках с учетом перепада высот и с учетом того факта, что защищаемые от шума жилые дома должны находиться в зоне геометрической тени экрана.

    Расстояния а, b и с рассчитывают по формулам, приведенным в 11.1.9 и 11.1.10.

    Для расчетов одна расчетная точка принимается на высоте середины окон второго этажа, так как часть домов дачного типа. В случае высотных домов расчетная точка принимается на уровне середины окна верхнего 14-го этажа. Указанные высоты отсчитывают от общей опорной поверхности территории.

    Далее определяется разность длин путей звуковых лучей δ, м, и по ней рассчитывается число Френеля N

    δ = A + B - C,

    N = 2δ / λ, (Б.1)​

    где λ - длина звуковой волны, м, принимаемая для железнодорожных поездов равной 0,42 м [3].

    Искомое снижение шума экраном определялось на основании N с помощью кривой 3 на рисунке 11.4 настоящего свода правил. Результаты расчетов, выполненных для наиболее характерных участков застройки, прилегающих к проектируемому железнодорожному пути, представлены в таблице Б.1.

    Таблица Б.1​
    Выбор требуемой высоты экрана
    27613258002016-059.jpg
    Из таблицы Б.1 видно, что выполнение санитарной нормы по шуму как в дневной, так и в ночной период суток на участках с малоэтажной застройкой будет обеспечиваться при экране высотой 3 м над уровнем головки рельса, установленного в 5 м от оси проектируемого железнодорожного пути. Для защиты от шума участка с 14-этажной застройкой потребуется установка экрана высотой 5 м. Поэтому проектируемый экран будет состоять из двух частей высотой 3 или 5 м в зависимости от типа застройки (дачная или высотная).

    Требуемая длина шумозащитных экранов, приведенная в правой графе таблицы Б.1, была определена по ситуационному плану прилегающей территории.

    Приложение В
    (справочное)

    Пример расчета требуемого снижения транспортного шума шумозащитным окном

    Объектом, защищаемым от шума, являются коттеджи, расположенные на расстоянии 120 м от шоссе с интенсивным движением автомобильного транспорта. Шумовая характеристика транспортного потока по эквивалентному уровню 84 дБА в дневной период суток и 81 дБА - в ночной, по максимальному уровню - 90 дБА круглосуточно.

    По результатам расчетов наибольший ожидаемый эквивалентный уровень шума в расчетной точке в 2 м от фасада коттеджа равен LАэкв.р.т.дн = 63,9 дБА в дневной и LАэкв.р.т.н = 60,9 дБА в ночной период суток. Ожидаемый максимальный уровень звука в 2 м от фасада составляет LАмакс.р.т.дн/н = 68,6 дБА и в дневной период суток, и в ночной.

    Требуемое снижение внешнего шума окном определяется из четырех условий:

    ∆LАокн.треб = LАэкв.р.т.дн - LАэкв.доп.пом.дн;

    ∆LАокн.треб = LАэкв.р.т.н - LАэкв.доп.пом.н;

    ∆LАокн.треб = LАмакс.р.т.дн - LАмакс.доп.пом.дн;

    ∆LАокн.треб = LАмакс.р.т.н - LАмакс.доп.пом.н.​

    В этих формулах LАэкв.доп.пом.дн/н и LАмакс.доп.пом.дн/н - допустимые эквивалентный и максимальный уровни шума для жилых помещений в дневной период суток или ночной.

    Подставив числовые значения, получают:

    ∆LАокн.треб = 63,9 - 40 = 23,9 дБА (по эквивалентному уровню в дневное время);

    ∆LАокн.треб = 60,9 - 30 = 30,9 дБА (по эквивалентному уровню в ночное время);

    ∆LАокн.треб = 68,6 - 55 = 13,6 дБА (по максимальному уровню в дневное время);

    ∆LАокн.треб = 68,6 - 45 = 23,6 дБА (по максимальному уровню в ночное время).

    Из всех значений выбирают наибольшее max {∆LАокн.треб} = 30,9 дБА ≈ 31 дБА.

    В качестве шумозащитных окон могут быть применены любые окна, как отечественного, так и зарубежного производства, обеспечивающие требуемое снижение внешнего шума не менее 31 дБА.

    Для возможности вентиляции жилых помещений вместе с шумозащитными окнами должны быть установлены специальные ПШУ (оконные или стеновые), позволяющие осуществлять нормативную вентиляцию помещений при закрытых окнах и в то же время не допускающие снижения звукоизоляции окна в силу своей особой конструкции. При выборе ПШУ необходимо проверить, способно ли оно обеспечить необходимый воздухообмен в помещении, и если нет, то необходимо увеличить число ПШУ, обслуживающих помещение.

    Приложение Г
    (справочное)

    Пример расчета размеров зоны акустического дискомфорта
    вокруг транспортной магистрали и оценка степени ее зашумленности

    В настоящем примере приведен упрощенный метод определения параметров зоны акустического дискомфорта вокруг транспортной магистрали, который может быть применен в случае отсутствия у исполнителя программных средств расчета.

    Наиболее наглядная картина шумового загрязнения территории может быть получена на основании определения размеров Rгран зоны акустического дискомфорта (зоны сверхнормативного шума) вокруг железнодорожной и/или автомобильной магистрали.

    Зона акустического дискомфорта представляет собой территорию, прилегающую к железной или автомобильной дороге по обе ее стороны, в любой точке которой уровни шума от передвигающихся поездов (автомобилей) превышают допустимый эквивалентный уровень шума, равный LАэкв.доп.дн = 55 дБА для дневного периода суток и LАэкв.доп.н = 45 дБА для ночного (или соответственно превышают допустимый максимальный уровень шума LАмакс.доп.дн = 70 дБА для дневного периода суток и LАмакс.доп.н = 60 дБА для ночного).

    На планировочной подоснове (ситуационном плане) зона акустического дискомфорта может быть очерчена линией, отстоящей от железной или автомобильной дороги на расстояние Rгран. На местности провести такую линию нельзя, поэтому, чтобы узнать попадает ли тот или иной объект в зону акустического дискомфорта, приходится поступать иначе, а именно: измерять расстояние от железной или автомобильной дороги до интересующего объекта и сравнивать его с расчетным граничным расстоянием Rгран.

    В настоящем примере рассмотрено определение зоны акустического дискомфорта для территории жилого квартала, подвергающегося одновременному воздействию железнодорожного и автомобильного шума. В рамках данного примера опущены расчеты шумовых характеристик потоков автомобильного транспорта и потоков железнодорожных поездов и распространения их шума по территории, которые следует выполнять в соответствии с разделами 6 и 7.

    Расчеты размеров зоны акустического дискомфорта (определение граничных расстояний Rгран) следует в соответствии с формулами (Г.1) и (Г.2) с учетом расчетного за дневной (ночной) период суток эквивалентного и максимального уровней звука:

    LА потока экв - 10lg(Rгран/R₀) - 0,005·Rгран = LАэкв.доп.дн = 55 дБА (Г.1) для дневного периода

    или соответственно = LАэкв.доп.н = 45 дБА для ночного;

    LА потока макс - 10lg(Rгран/R₀) - 0,005·Rгран = LАмакс.доп.дн = 70 дБА (Г.2) для дневного периода суток

    или соответственно = LАмакс.доп.н = 60 дБА для ночного,​

    где LАэкв.доп.дн.н - допустимый эквивалентный уровень звука для территорий жилых, общественно-деловых и рекреационных зон в дневной (или в ночной) период суток, дБА;
    LАмакс.доп.дн.н - допустимый максимальный уровень звука для территорий жилых, общественно-деловых и рекреационных зон в дневной (или ночной) период суток, дБА;
    Rгран - расстояние от акустического центра источника шума до границы санитарно-защитной зоны, м;
    R₀ - опорное расстояние, на котором определяется шумовая характеристика транспортного потока (для железнодорожного транспорта R₀ = 25 м, для автомобильного транспорта R₀ = 7,5 м).​

    Таблица Г.1​
    Расстояния Rгран до границ зоны акустического дискомфорта вокруг
    основных транспортных источников шума, которые будут воздействовать на
    проектируемый жилой квартал (расчет по эквивалентным уровням звука, дБА)
    27613258002016-060.jpg
    Таблица Г.2​
    Расстояния Rгран до границ зоны акустического дискомфорта вокруг
    основных транспортных источников шума, которые будут воздействовать на
    проектируемый жилой квартал (расчет по максимальным уровням звука, дБА)
    27613258002016-061.jpg
    Указанные в таблицах Г.1 и Г.2 расстояния отсчитывают от оси ближайшего к застройке железнодорожного пути или от оси ближайшей к застройке полосы движения автомобильного транспорта в зависимости от вида транспорта.

    Из этих таблиц следует, что на размеры зоны акустического дискомфорта вокруг железной дороги значительное влияние оказывает наличие или отсутствие в часовом потоке грузовых поездов. В дневной период суток прохождение грузового поезда увеличивает протяженность зоны акустического дискомфорта, рассчитанной из условий эквивалентных уровней звука, на 73-88 м (с учетом перспективы), а в ночной - на 163-221 м.

    При расчетах из условий максимальных уровней звука изменения размеров зоны акустического дискомфорта меньше и составляют 43 м в дневной период суток и 108 м в ночной.

    Для дальнейших расчетов следует принять наибольшие расчетные расстояния независимо от того, по каким уровням звука они получены. Эти граничные расстояния приведены в таблице Г.3.

    Таблица Г.3​
    Расстояния Rгран до границ зоны акустического дискомфорта вокруг основных
    транспортных источников шума, которые будут воздействовать на жилой квартал
    27613258002016-062.jpg
    Таким образом, в дневное время суток граница зоны акустического дискомфорта отстоит от железной дороги на 245 м, а от автомобильной дороги - на 83 м. В перспективе к 2020 г. эти расстояния увеличатся до 275 и 92 м соответственно, то есть резкого расширения границ зоны акустического дискомфорта не произойдет. Это объясняется тем, что пропускная способность железной и автомобильной дорог на данном участке близка к насыщению.

    В ночной период суток границы зоны акустического дискомфорта значительно отодвигаются вглубь территории и составляют в настоящее время 632 м для железнодорожного шума и 183 м для автомобильного шума. В перспективе эти расстояния возрастут и составят 709 м и 18 м для железнодорожного и автомобильного шума соответственно.

    Из таблицы Г.3 также видно, что наибольшее влияние на формирование зоны акустического дискомфорта оказывает железнодорожный шум.

    При нанесении на планировочную подоснову (ситуационный план) проектируемой территории вышеуказанных границ зон акустического дискомфорта было установлено, что практически вся территория жилой застройки попадает в зону сверхнормативного шума.

    Таким образом, в настоящий период времени рассматриваемая территория имеет шумовой режим, не удовлетворяющий санитарным нормам по фактору шума. В перспективе произойдет дальнейшее ухудшение ситуации. Поэтому при проектировании жилой застройки требуется предусмотреть мероприятия по шумозащите - сооружение шумозащитных экранов вдоль железной и автомобильной дорог, а также установку в жилых зданиях шумозащитных окон, снабженных приточными шумозащитными устройствами.

    Библиография

    [1] ОДМ 218.2.013-2011 Методические рекомендации по защите от транспортного шума территорий, прилегающих к автомобильным дорогам

    [2] Руководство по расчету и проектированию средств защиты застройки от транспортного шума - М.: Стройиздат, 1982

    [3] Справочник проектировщика. Зашита от шума/Под ред. Е.Я.Юдина. - М.:Стройиздат, 1993

    [4] СП 23-103-2003 Проектирование звукоизоляции ограждающих конструкций жилых и общественных зданий

    [5] Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"

    [6] Снижение шума в зданиях и жилых районах/Под ред. Г.Л.Осипова, Е.Я.Юдина. - М.: Стройиздат, 1987

    ____________________________________________________________________________________________________
    УДК 534.836.2

    Ключевые слова: транспорт, автомобиль, трамвай, троллейбус, железнодорожный поезд, метропоезд, шум, расчет, оперативная карта шума, шумозащитное мероприятие, экран, шумозащитное окно, эффективность
    ____________________________________________________________________________________________________
     
Похожие темы
  1. admin
    Ответов:
    3
    Просмотров:
    1 778
  2. admin
    Ответов:
    3
    Просмотров:
    1 882
  3. admin
    Ответов:
    7
    Просмотров:
    1 648
  4. admin
    Ответов:
    9
    Просмотров:
    1 938
  5. admin
    Ответов:
    15
    Просмотров:
    1 274
Загрузка...
Статус темы:
Закрыта.
Чтобы задать вопрос, получить консультацию или поделиться опытом